По каким-либо причинам Вы решили свернуть свой бизнес. Может решили сменить вид деятельности или место жительства, может просто надоело . Но если Ваш бизнес не нужен Вам, это еще не значит что он не нужен никому. Почему бы его не продать. Ведь практически любой бизнес – это не только процесс, но и в определенном смысле товар. Ну, а на каждый товар, как известно, найдется свой покупатель. Наверное единственный бизнес, который нельзя продать – бизнес по созданию и продаже бизнеса.
Кому нужен Ваш бизнес? Потенциальных покупателей можно условно разбить на несколько основных категорий. У каждого типа покупателей свой интерес и обстоятельства, побуждающие к покупке того или иного предприятия. Это могут быть как отдельные лица, так и компании, расширяющие свою сферу деятельности, инвестиционные, венчурные и другие фонды.
В разные периоды времени, в зависимости от экономических обстоятельств, различные виды деятельности имеют спады и подъемы. Поэтому такие крупные участники экономической деятельности (корпорации, инвестиционные фонды, акционерные общества и пр.) стараются диверсифицировать свое участие в бизнесе, чтобы обеспечить стабильность доходов своих инвесторов. Обычно такие покупатели отслеживают недооценный бизнес, либо невыгодный на данный момент времени (а, следовательно, дешевле реальной стоимости), но с перспективами в будущем. Привлекательными являются и предприятия, обладающие уникальными технологическими технологиями, ноу-хау, владеющие правами на торговые марки и т.п. Покупателями могут быть и сотрудники таких компаний – обладая информацией о заинтересованности своего предприятия в приобретении определенных ресурсов, они скупают их через подставных лиц для дальнейших спекуляций (тоже своего рода бизнес).
Нередко покупателями становятся Ваши клиенты или поставщики занимающиеся деятельность в Вашем виде деятельности или в смежных областях данного бизнеса. Ваше предприятие может удачно подойти им как подразделение, замыкающее на себя определенное звено технологической цепочки своего бизнеса.
Покупателем может выступить и один из Ваших конкурентов – либо для монополизации рынка, либо для расширения своих мощностей.
Эти категории покупателей – специалисты в своей области, поэтому они реально представляют ситуацию на рынке и стоимость Вашего бизнеса на данный момент. С такими покупателями проще провести сделку купли/продажи, получить достойную цену за бизнес и без лишних проблем грамотно произвести саму процедуру передачи дел. С другой стороны существует опасность, что воспользовавшись информацией о продаже они, не затрачивая особых средств, могут проявить действия, которые могут уничтожить или значительно обесценить стоимость Вашего бизнеса.
Существуют и менее значительные категории покупателей готового бизнеса. Нельзя сбрасывать со счетов покупателей, приобретающих бизнес для удовлетворения амбиций, собственных или своих близких. К примеру, хочется иметь собственную базу отдыха, модный салон для супруги и так далее. Часто такие покупатели готовы выложить за Ваш бизнес сумму, превышающую его реальную стоимость.
Отечественный рынок становится все более привлекательным и для зарубежных инвесторов и предпринимателей. Как правило, их интересует определенная составляющая бизнеса, в основном, недвижимость, поскольку обычно предполагается полное переоснащение оборудования, изменение инфраструктуры, а то и вообще кардинальное перепрофилирование предприятия.
Не стоит забывать и о такой категории покупателей, для которых покупка бизнеса помогает оптимизировать расходы по налогообложению и различные выплаты в многочисленные фонды.
Для успешной продажи бизнеса, как и любого товара, необходимо четко представлять себе покупателя, его интересы и мотивацию при покупке, чтобы правильно оценить стоимость продажи. Зная, что привлекает конкретного покупателя, можно продемонстрировать покупателю наиболее привлекательные стороны (для него) Вашего бизнеса, что существенно повысит шансы успешной продажи.