Покупка второго бизнеса


Стать успешным предпринимателем при отсутствии доступа к «длинным» деньгам может только человек, обладающий способностью мыслить стратегически. Если вы являетесь владельцем предприятия, приносящего стабильный доход, то наверняка имеете ряд стратегических разработок по инвестированию значительной части прибыли в расширение своего бизнеса. И, тем не менее, как бы вы ни старались постоянно выводить на рынок новые продукты, обновлять оборудование и увеличивать количество оборотных средств, в цикле развития вашего предприятия неминуемо наступит момент, когда дальнейшие вливание денежных средств окажется бессмысленным. Например, при минимальной себестоимости выпускаемых вашей компанией товаров спрос на них будет удовлетворен. Вот в этот самый момент вы зададите себе вопрос: «Куда направить денежные средства, приносимые вашим бизнесом?»

Если бы вы вдруг решили задать такой вопрос человеку от бизнеса далекому, то обязательно услышали от него совет купить новую квартиру или ювелирные изделия, кто-то мог бы посоветовать обратить свой взор в сторону паевых фондов или рынка акций. Но если вы успешный, стратегически мыслящий бизнесмен, такой пассивный подход к использованию денежных средств явно не ваш выбор. Тем более что, скорее всего, вы уже обеспечили все свои основные жизненные потребности и теперь полны новых весьма амбициозных планов. В этом случае для вас подходят совсем другие модели поведения. Основных вариантов четыре: поглощение конкурентов, покупка предприятий из отрасли, смежной с вашей, создание бизнеса «с нуля» и диверсификация вложений.

1. Если вы являетесь лидером своего сегмента рынка, то вполне можете позволить себе поглотить конкурента. Речь в данном случае идет только о добровольных сделках. А здесь существует ряд трудностей. Во-первых, очень маловероятно, что на продажу будет выставлен именно тот объект, который вас интересует. Впрочем, вы можете не дожидаться, пока ваши конкуренты сами решат продать свои предприятия, а обратиться к ним с предложениями покупки бизнеса напрямую. Правда, цена на предприятие в этом случае, скорее всего, будет весьма завышена или хозяева предприятия вообще откажутся иметь с вами дело. Во-вторых, даже успешно поглотив конкурента, вы снова рискуете очень быстро достичь того момента, когда дальнейшее расширение бизнеса станет невозможным.

2. Второй вариант расширения бизнеса – это покупка предприятий, работающих в отрасли, смежной с вашей. Если вы – производитель товаров народного потребления, почему бы вам не купить несколько магазинов для реализации своей продукции? Издателю совсем не повредит типография, а крупному оптовому торговцу – сеть розничных магазинов.

3. Третья возможность – создать бизнес «с нуля». Этот подход возможен только для тех предпринимателей, которые планируют выпуск абсолютно нового продукта. Теоретически, предприниматель, решившийся захватить новый сегмент рынка, может рассчитывать на прибыль в среднесрочной перспективе. Для этого ему потребуется команда высококлассных профессионалов и грамотный маркетинговый подход. На практике, однако, из-за неумелой работы управленцев, недостаточности финансирования и изменений обстановки на рынке, 80 % новых проектов либо терпят полное фиаско, либо начинают приносить прибыть значительно позже, чем планировалось.

4. Четвертая возможность – диверсификация вложений. Если вы представитель малого или среднего бизнеса, то покупка компании, ориентированной на отличный от уже освоенного вами сегмента рынка, – самый удачный подход. В этом случае вы можете выбирать из значительного количества предложений о купле-продаже предприятий. Кроме того, вы можете обратиться за консультацией к профессиональному бизнес-брокеру, что существенно снизит риски при покупке работающего предприятия.

Сегодня уже существует цивилизованный рынок купли-продажи предприятий. Опытный профессиональный консультант предоставит вам достоверные сведения о приобретаемой вами компании и обеспечит юридическую чистоту предстоящей сделки. Важно отметить, что обращение за помощью в солидную бизнес-брокерскую компанию не будет связана для вас с тратой дополнительных денежных средств, так как работа консультантов оплачивается только продавцами предприятий.

Покупка второго бизнеса: основные проблемы.

Если вы всерьез задумываетесь над покупкой нового предприятия из незнакомого для вас сегмента рынка, то вам придется уделить особое внимание трем основным моментам: тщательному выбору новой сферы деятельности, оценке своих финансовых возможностей и проблемам управления приобретаемой компанией.

1. Ваши финансовые возможности – это первое, на что вы должны обратить внимание при покупке нового бизнеса. Вторая компания не должна работать в ущерб первой. Не забывайте, что общее количество денежных средств, необходимых для обеспечения нормальной работы нового предприятия, всегда оказывается существенно выше, чем просто сумма, выплачиваемая продавцу. Во-первых, очень желательно расположить к себе персонал купленного вами предприятия, а сделать это проще всего путем хотя бы минимального увеличения заработной платы. Во-вторых, очень вероятно, что бывший владелец сократил до минимума все оборотные средства, и теперь вам придется их восстанавливать.

Постарайтесь не покупать бизнес на заемные деньги. Никогда не покупайте на заемные средства вторую компанию, чтобы прибылью от нее покрывать убытки первой, – такая стратегия неминуемо приведет к полному банкротству обоих предприятий.

2. Второй этап – определение интересной для вас сферы деятельности. Если вы располагаете очень профессиональной командой управленцев, способной обеспечить работу самых различных предприятий, то вам подойдет любой прибыльный бизнес. В том случае, если вы намерены руководить новым предприятием в основном самостоятельно, выбирайте только ту сферу деятельности, в которой хорошо разбираетесь.

Существует весьма распространенная, но, к сожалению, абсолютно не правильная точка зрения, что диверсифицировать вложения можно путем покупки ресторана и салона красоты: ресторан покупается себе, салон красоты – жене. Однако, ресторанный бизнес – это очень специфический вид бизнеса, который категорически не подходит на роль второго бизнеса. Вероятность же того, что прибыль будет приносить салон красоты, вообще крайне мала.

Разумнее всего вкладывать деньги в компании, продукция которых высоко конкурентоспособна и ориентирована на новые сегменты рынка. Очень желательно, чтобы у приобретаемой вами компании были патенты и хорошая репутация. Помните, что на рынке всегда имеются предприятия, покупка которых целесообразна, даже если эти предприятия работают в отраслях с невысокими темпами роста и высокой конкуренцией.

3. Вопрос об управлении новым предприятием должен быть решен еще до его покупки. Постарайтесь не оставлять свой новый бизнес в руках старого менеджмента. Если у вас нет специалиста, которому вы сразу могли бы доверить управление новым бизнесом, то самый лучший подход – это при помощи бизнес-брокера обязать прежнего владельца в течение нескольких месяцев помогать вам в управлении предприятием. А затем еще не менее полугода руководить объектом лично и только потом передать управление наемному менеджеру. Если вы располагаете высококлассным специалистом-управленцем, то выбирайте новое предприятие только с учетом его мнения. В этом случае среднесрочный план развития предприятия должен составляться старой командой менеджеров совместно с вашим специалистом.

Рейтинг
Готовый бизнес Инвестиции Франчайзинг