Рассмотрим путь, который мог бы пройти некий виртуальный бизнес. Определим на каждом этапе задачи, которые стоят в этот момент и пути финансирования.
Семейный
- Есть идея и все. Больше ничего нет: бизнес плана, рыночных исследований, опыта ведения бизнеса, персонала, команды управленцев, потенциальные риски и задачи не определенны. В лучшем случае есть опыт обращения с продуктом (товаром, услугой). Генератор идеи, руководитель, исполнитель под час одно лицо.
- Что надо сделать? Составить бизнес план, оценить рынок сбыта, изучить конкурентов, определите, как будет развиваться бизнес, оценить его потенциал. Создать команду, распределив обязанности, и сформировать структуру.
- Обычные источники финансирование менее доступны. Слишком велик уровень риска и нет определенности в успехе как вообще, так и во времени достижения результатов. Доступны частные инвесторы , личные сбережения, некоторые микрокредиты.
Начинающий
- Разработан бизнес план. Собрана команда. Есть некая структура компании и создана иерархия. Проведен анализ рынка, определенны клиенты (и уже есть готовые контракты и договора). Произведена предпродажная подготовка продукта.
- Что надо сделать? Довести продукт до готового к продаже. Закончить бизнес план и маркетинговые исследования. Полностью укомплектовать команду. Запустить процесс.
- Пока не интересен большинству инвесторов. Только некоторые венчурные фонды могут проявить заинтересованность, в том случае, если есть грамотно составленный бизнес план, профессиональная команда (желательно иметь «имена»), потенциал, ноу-хау (если требуется, то и доказанное право собственности). Поиск средств – главная задача и займет от нескольких месяцев до 2 лет.
Развивающийся
- Компания растет, продукт востребован рынком. Сформированы клиенты и их круг растет. Команда сформирована и работает. Денежный поток есть. Ощущается нехватка средств для развития и рынок позволяет развиваться.
- Что надо сделать? Увеличить долю рынка даже в ущерб доходности, путем увеличения производительности и уменьшение затрат. Построить разветвленную структуру и систему логистики.
- Именно на этом этапе компания – лакомый кусок для всех инвесторов и финансистов, особенно для венчурных фондов. Для них – это наиболее предпочтительная стадия финансирования. Доступны долговые инструменты, но именно они, при неправильном планировании, могут и положить конец компании (в этот период у компании острая нехватка оборотных средств).
Прогрессирующий
- Обороты расту, пассивы и активы так же. Постоянная нехватка денежных средств. Сформирована более профессиональная команда, зачастую текущим управлением занимаются наемные менеджеры. Исследуются и внедряются сложные системы управления, логистики ит.п.
- Что надо сделать? Увеличивать доходность. Выйти на соседние рынки, получить оборотный капитал для расширение рынка и перечня предлагаемых продуктов.
- Доступны многие источники финансирования: долговые инструменты, венчурные фонды, инвестиционные банки и т.п.
Стабильный
- Компания работает, потенциал понятен. Доходы определенны, планы составлены. Расширяется перечень продуктов и рынков сбыта.
- Что надо сделать? Основная задача увеличить рыночную надежность и утвердить авторитет компании. Произвести подготовку к преобразованию компании в открытую (или к продаже компании)
- Финансирование возможно из практически любых источников. Компания представляет интерес для многих инвесторов, особенно если в планах преобразование компании в публичную.
Открытый
Компания полностью открытая (или, как вариант, продана), владеть ей может кто угодно. Для собственника – время начинать новое дело, на сей раз с карманом полным денег.