Подготовка к продаже бизнеса


Самая важная вещь, которую предстоит сделать, это посмотреть на Ваш бизнес глазами покупателя. Покупатель хочет видеть стабильный и перспективный бизнес. Если Вы не сможете убедить его, в том, что Ваш таковой, Вы не продадите бизнес.

  • Составьте анализ сильных, слабых сторон, возможностей и угроз. Не делайте этого сами. Не делайте это за один час. Опросите Ваших работников, знакомых, растяните составление во времени, что бы учесть все стороны и составить объективную картину. Лучший выход – нанять специалиста.
  • Запишите каждый аспект Вашего бизнеса, который может показаться, непредубежденному человеку, проблемным. Это могут быть: наличие нескольких ключевых клиентов, арендные договора, зависимость от ключевых работников и т.д.
  • Разработайте план по решению этих проблем. И начните действовать по этому плану. В краткосрочном периоде, это позволит устранить некоторые проблемы, а для покупателя покажет каким образом (причем положительно) решаются проблемы бизнеса.
  • Приведите документацию в порядок. Если Вы используете несколько систем учета (для себя, для государства и т.п.), все они должны быть в полном порядке. Система учета, показывающая реальное положение дел в бизнесе, должна четко и точно давать ответ покупателю на вопросы о финансовом положении покупаемого бизнеса.
  • Оцените бизнес процессы, документооборот. Если все происходит в голове (Вашей или Ваших сотрудников), то новый человек долго будет разбираться как собственно бизнес функционирует. Посмотрите, где и что можно автоматизировать, оптимизировать. В этом будет и Ваше краткосрочная выгода, и, в конечном счете, сделает бизнес более привлекательным для покупателя.

Вы спросите, а зачем мне все это делать, если я продаю бизнес. Затем, что бы быстрее и дороже продать. Можно не делать – но, сколько времени вы будет искать покупателя для бизнеса полного скрытых проблем, неясных показателей, туманных процессов. Со временем найдете, только когда и за сколько продадите?

Сэкономьте сове время и время покупателя – опишите бизнес на бумаге, сделайте презентацию, которая может включать в себя:

Резюме

Краткий обзор бизнеса на одной странице, дающий ответы на вопросы: кто, что, где, доходы. Желательно не просто сухие данные, а рекламный текст (но сильно перегибать, так, же не стоит, речь идет о начале процесса продажи).

Историю компании

Опишите основные этапы развития компании со дня основания. Вы должны обратить внимание на то, как компания росла, проблемы, с которыми она столкнулась и как их успешно поборола. Опишите важные стратегические решения и их последствия. Если происходили какие-либо важные события, как-то стратегический партнер, начало выпуска (продаж ) нового продукта, и т.д. обязательно распишите подробно.

Причина продажи

Покупатель будет видеть в причинах продажи скрытые проблемы бизнеса. Какую бы Вы причину не назвали, он все равно будет сомневаться. Более оптимально заявить: продажа происходит потому, что у продавца есть возможность реализовать средства, полученные с продажи в более доходном (возможно более рискованном) бизнесе. Все просто и понятно.

Товары (услуги)

Опишите полностью список услуг (товаров) производимых Вашим бизнесом. Описание должно быть понятным и не провоцировать дополнительных вопросов, но так, же избегайте чрезмерной детализации.

Маркетинг и реклама

Представте все маркетинговые и рекламные действия, которые вы делаете. Если Вы считает, что есть куда расти, то напишите, что будущий владелец имеет возможность увеличить рекламный бюджет и тем самым «увеличить…, добиться …»

Персонал

Перечислите ключевых работников (необязательно с фамилиями) указав должность — стаж — сколько лет в компании — описание обязанностей (кратко) – заработная плата.

Сильные стороны

Сделайте список того что у компании хорошее получается по сравнению с конкурентами

Слабые стороны

Любая компания имеет слабые стороны. Слабые стороны есть, были и будут. Однако они не должны быть влияющими на развитие. Они должны представлять реалистичную картину бизнеса. Тем более слабые стороны в одном виде бизнеса не всегда таковые в другом. Возможно решение таких проблем вызвало бы больше отрицательных последствий, если бы ее (проблему) не трогать вообще. Т.е. для каждой слабой стороны должно быть рациональное объяснение, почему она есть, почему от нее до сих пор не избавились.

Конкуренты

Сделайте краткий обзор конкурентов, указав какие именно, приблизительные доли рынка, их сильные и слабые стороны. Выделите ваши преимущества перед ними и их перед вами.

Возможности для роста

Напишите, что бы вы делали, если бы не продавали – план развития. Так же можно указать, что при значительных финансовых инвестициях, можно сделать «то-то», что приведет к «тому-то». Важно, что бы это были реальные возможности вашего бизнеса, а фантазия на тему «был бы у меня …»

Финансовые характеристики (3-5 лет истории)

В этой презентации бизнеса детали не нужны, стоит указать: доход, себестоимость, затраты, амортизацию, проценты налоги, чистый доход. Сделайте балансы на 1 число каждого года.

Детали описания Вашего бизнеса могут меняться в зависимости от самого вида бизнеса и требований покупателей. Но сделав такую работу, Вы избавите себя от многочисленных повторений одного и того же сэкономите кучу времени и покажите покупателю не только серьезность своих намерений и, но и подход к бизнесу. Пообещайте покупателю, остаться на некоторое время в управлении компании – это сыграет положительную роль как на покупателя, говоря о том, что вы ничего не скрываете , так и на саму компанию.

Рейтинг
Готовый бизнес Инвестиции Франчайзинг