Ошибки в разработке бизнес плана для венчурного инвестора

Слишком часто компания хочет продемонстрировать себя как нечто неповторимое, с полным отсутствием конкуренции на рынке. Это имеет негативный оттенок. Если нет или мало компаний на данном сегменте рынка, значит, нет и достаточного количества клиентов. Наличие здоровой (как это не банально прозвучит) конкуренции является позитивным аспектом, так как определяет большой размер рынка. И это дает уверенность инвестору в ликвидности компании.

Излишнее подчеркивание партнерских отношений с всемирно известными компаниями. Это конечно звучит замечательно иметь в партнерах Nokia, но важны детали этих отношений. Бизнес план должен объяснять не наличие громкого имени партнера, а ценность этих партнерских отношений. Например, не является ценным поставка для Nokia скрепок на 10 долларов в месяц.

Разработка финансовой стратегии и оценки стоимости компании на будущих результатах, которые совершенно не коллерируют с историей. Планируемые результаты, они только планируются, а одним из лучших показателей в будущем являются показатели прошлых периодов. Должны быть показаны, чего добилась компания, какие основные события произошли. История дает инвестору уверенность, что компания как минимум повторит это и в будущем.

Слишком поверхностный обзор ключевых фигур компании. Помимо трудовых биографий членов команды, надо показать их рост (профессиональный и карьерный) соизмеримо с компанией. Даже если они появились в компании недавно, они все равно где-то росли и совершенствовались. Бизнес делают люди.

Требование к конфиденциальности. Большинство инвесторов, как правило, открытые компании. Они откажутся подписывать соглашение о конфиденциальности полученных данных. Если Вы настаиваете на закрытости бизнес плана, то это означает, что при открытии Ваших разработок, произойдет потеря преимуществ, а значит, такой бизнес не является устойчивым и привлекательным. Это не касается запатентованных технологий. В бизнес-плане не следует обсуждать конфиденциальные аспекты технологий, следует всесторонне рассмотреть плюсы технологии. В начале пути по привлечению инвестиций серьезному инвестору не требуется полная информация о технологиях. Всему свое время. Именно на последующих этапах можно рассматривать подписание конфиденциального соглашения, но никак на этапе бизнес плана.

У каждого инвестора свои требования к бизнес плану, ознакомьтесь с ними. Потому что, то, что нравится одним, может раздражать других. Проявите индивидуальный подход к инвестору.

Акцентирование на том, что Вы первый или ваша идея первая, для инвестора звучит неубедительно. Его интересуют долгосрочные планы. Каким образом Вы будете строить свой бизнес, что бы удержать клиентов. Бизнес план должен подробно объяснять какие стратегические ходы будут предприниматься для построения системы укрепления связей с клиентами, каким образом Вы будете защищать свою долю рынка от проникновения конкурента и т.д.

Сосредоточение компании на самой себе. В конце концов, клиент самое важное. Надо показать, что Вы понимаете потребности клиента, лучше него самого. Многие начинания не увенчались успехом, потому что не было понимания потребностей клиентов. Понимание подлинных желаний и потребностей, определение целевых рынков и план проникновения в эти сегменты рынка имеют решающее значение для принятия решения о финансировании.

Сопоставление компании со всем рынком. Наивно полагать, что компания сможет занять все 100% (не говорим о полных монополиях). Для инвестора более значимым будут показатели ниши, в которой компания работает на рынке. Следует быть реалистичными и конкретными в реализации своих идей. Определение достоверной ниши и данных этого рынка произведет значительно более благоприятное впечатление и будет встречен с большим доверием, чем информация обо всем рынке.

Слишком радужные финансовые прогнозы. Прогнозы должны быть реалистичными.
Необоснованные или противоречащие друг другу цифры сведут все усилия к нулю.